Садовая скульптура в дизайне участка
Содержание:
Садовая скульптура: фото
Садовая скульптура издавна была и остается самым выразительным средством для создания акцентов в ландшафтном дизайне. Именно поэтому увлечение ею садоводов и дизайнеров всего мира остается неизменным.
Выбор садовой скульптуры на сегодняшний момент практически не имеет границ: античные статуи, классические садовые гномы, животные, сказочные персонажи, солнечные часы, фонарики, мельницы, беседки являются лишь наиболее популярными ее представителями. Декоративные скульптурные объекты способствуют созданию эффекта завершенности композиции, наполняют ее смыслом, подчеркивают стилевое направление. И, конечно же, как никакой другой элемент декора отражают характер и интересы своих хозяев, делая сад продолжением их стиля и ритма жизни, придавая ему индивидуальные черты.
Использование скульптурных изображений в оформлении садов берет начало в Античности и имеет солидный возраст – более двух тысячелетий. И за это время интерес к садовой скульптуре не только не угас, но усилился и расширил список относящихся к ней объектов.
Между тем, не стоит забывать, что неправильно сделанный акцент грозит разрушением композиционной целостности и может превратить гармоничную картину в безвкусный набор разрозненных элементов. Тем и опасна садовая скульптура – ее выразительные качества настолько сильны, что ее выбор порой представляет собой нелегкую задачу. Как правильно выбрать скульптурные предметы садового декора и чем руководствоваться, размещая их в саду, пойдет речь в данной статье.
Садовая скульптура: как выбирать
Садовая скульптура: фото
Садовая скульптура: полезное видео
Прежде чем приступать к выбору садовой скульптуры для дачи, следует изучить планировку своего сада и понять – сколько подобных акцентов потребуется для завершения композиции и нужны ли они вообще. Главное правило выбора садовой скульптуры: ее не должно быть слишком много. Скульптурные изображения не должны бросаться в глаза и быть навязчивыми. Важно разместить их так, чтобы каждой точке обзора соответствовал только один скульптурный элемент декора. Как бы ни пришлась по душе та или иная статуэтка, близкое соседство с другим акцентирующим предметом сделает их бесполезным и безыдейным набором вещей. Данное утверждение не касается симметрично расположенных скульптур, составляющих части одной группы – подобные композиции призваны подчеркнуть геометрическую основу дизайна и гармонизировать ансамбль.
Выбирая объекты садовой скульптуры, следует соблюдать их соответствие общей стилевой концепции. Они должны вливаться в общую картину и повторять основные мотивы своей формой, материалом, цветовой гаммой.
Стилевые направления
Конечно, в корне неверно утверждать, что для каждого стиля есть своей строго определенный набор скульптурных изображений, которые совершенно не подходят другим дизайнерским решениям. Один и тот же вид садовой скульптуры органично впишется в разную обстановку в зависимости от стилевых основ. В целом, все многообразие предметов скульптурного декора можно разделить на три группы:
- К первой группе декоративной садовой скульптуры относится пришедшая из античной эпохи классическая скульптура. Она представлена статуями древнегреческих и древнеримских богов и богинь, керамическими емкостями типа амфор, римскими фонтанами. Как правило, такая скульптура выполнена из камня природного или искусственного происхождения. Основными стилями ландшафтного дизайна, для которых характерна скульптурная классика, являются регулярные стили с их геометрическими формами и некоторые пейзажные направления, предполагающие использование топиарных элементов.
- Вторая группа включает в себя разнообразную этническую скульптуру, имеющую яркие черты, позволяющие сразу определить ее принадлежность какой-либо эпохе или стране. Сюда относятся средиземноморские статуи и керамические емкости, азиатские пагоды, фонари, статуэтки богов и духов, английские каменные львы, голландские мельницы. Выбор стиля, характерного для какой-либо страны, таким образом, определяет и выбор характерных скульптурных аксессуаров.
- В третью группу входят декоративные садовые скульптуры пасторального характера. Их применение, как правило, связано с пейзажными стилями типа кантри, и должно создавать атмосферу сентиментальной легкости, игривости. Типичные представители пасторальной скульптуры – это знаменитые гномы, керамические животные, бытовая утварь, миниатюрные домишки и замки.
Кроме соответствия стилевому направлению, важную роль играет соразмерность выбранного скульптурного объекта общей композиции. Следует избегать пропорциональных несоответствий между домом, цветниками, водоемами и венчающей композицию скульптурой. Регулировать высоту изображения помогут пьедесталы, лестницы, подставки, принцип многоярусного размещения объектов.
Садовая скульптура: как разместить
По сравнению с проблемой выбора садовой скульптуры, вопрос ее размещения в саду кажется сравнительно простым. Если речь идет о регулярном стиле, то геометрия дорожек и площадок сама создает места, на которых можно установить статую или другой объект. Как правило, такими точками являются пересечения осевых и боковых дорожек, центральные части цветников, лабиринтов из живых изгородей и рабаток, дальние концы аллей и тропинок, углы газонов и площадок.
Для пейзажных стилей действует другой принцип размещения садовой скульптуры: наиболее подходящими для этого являются участки, в первую очередь привлекающие внимание при панорамном обзоре. При этом, в отличие от довольно-таки самодостаточных статуй регулярных садов, скульптура пейзажных стилей должна в определенной степени сливаться с окружающей обстановкой, быть частью единого целого. Чтобы подчеркнуть слияние с природой, ее нередко декорируют вьющимися растениями, скрывают постамент при помощи кустарника или высокой травы.
Немаловажным моментом является уход за садовой скульптурой для дачи:
- во-первых, отдавать предпочтение следует устойчивым к перепадам температуры материалам, способным выдержать воздействие коррозии и влаги, либо дополнительно обрабатывать более нежные материалы;
- во-вторых, необходимо надежно зафиксировать подставки и пьедесталы;
- в-третьих, следует избегать прямого контакта садовой скульптуры с почвой.
Всю необходимую информацию о средствах защиты садовой скульптуры нужно выяснить заранее, чтобы создать необходимые условия для его использования.